UCOZ Реклама

Свежий номер...

Суббота 29 июля 2006 года №82(2811)


   НА ВИДУ 
Его звали «сталкер»


      Досье
23 июля 1946 года в РостовенаДону родился Александр Леонидович Кайдановский, актер, режиссер. После окончания восьми классов поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Б.Патона, однако в 1961 году ушел оттуда и был принят в Ростовское училище искусств. В 1965 году, после окончания училища, вместе с женой и дочкой переехал в Москву. Поступил сначала в Школу студию МХАТ, затем перешел в Театральное училище имени Щукина. Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища в фильме «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль мо лодого научного сотрудника. Затем были роли в фильмах: «Анна Каренина», «Первая любовь». В 1969 году Кайдановский был приглашен в Театр имени Вахтангова, где до 1972 года играл роли второго плана. В 1973 году ушел в армию. Местом его службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль поручика Лемке в картине Н.Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». К концу 1970х годов Кайдановский был уже достаточно известным актером советского кино. На его счету роли в картинах «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка». В 1979 году Кайдановский сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала вершиной его творчества. С тех пор его и стали называть самым загадочным актером отечественного кино. В начале 1980х годов Кайдановский поступил на Высшие режиссерские курсы к А.Тарковскому. Однако их союз продолжался недолго: вскоре знаменитый режиссер навсегда покинул родину. Когда он прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в «Ностальгии», актера к нему не выпустили. Дипломной работой Кайдановскогорежиссера был фильм «Простая смерть», затем еще два фильма: «Гость» и «Жена керосинщика». В то же время Кайдановский продолжал сниматься в кино: «Хореба и Гоги», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Десять негритят», «Ды хание дьявола». C середины 1995 года он набрал курс на сценарном факультете ВГИКа, о чем давно мечтал, снялся в нескольких зарубежных фильмах, готовился к съемкам во французском фильме «Восхождение к Эрхарту». Его пригласили в члены жюри Каннского фестиваля вместе с Катрин Денев иКлинтом Иствудом. Он трижды был женат, имел двоих детей. В первом браке у Кайдановского родилась дочь Дарья, в браке с Евгенией Симоновой дочь Зоя. В октябре 1995 года Кайдановский женился на актрисе Инне Пиварс. Третий инфаркт стал для актера роковым. 3 декабря 1995 года Александр Кайдановский скончался. Его фактурная внешность часто притягивала внимание режиссеров. Несоветский аристократизм сына ростовского инженера ассоциировался вначале карьеры Кайдановского все больше с образами белогвардейских офицеров. Он говорил об этом загадочной фразой: сыграл «108 белых офицеров». Он пробовался на роль Шерлока Холмса, но не сыграл ее. Таких ролей было немало. Коллеги уважали Кайдановского и даже побаивались. Вступать с ним в спор было делом неблагодарным. В актерских кругах он считался одним из самых образованных людей своего времени. В театре играть все подряд отказывался. Его независимость стала притчей во языцех. @Выделялся яркой манерой жить
Отец Александра Кайдановского был инженером и служил какое-то время в КГБ. Артистическая одаренность, видимо, от матери она была очень талантлива, хотя работала скромным клубным режиссером. Родители разошлись, когда сыну было 11. После вторичного замужества матери он перебрался к отцу, но там не ужился, какое-то время перебивался у бабушки, год провел в интернате. А в 14 лет он уехал в другой город, начал учиться на электросварщика, но через год вернулся и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств. Однако вспыльчивый характер Александра и его порывистость привели к разрыву с режиссером. Заканчивал курс он уже у Михаила Бушнова. Впоследствии тот вспоминал: «Я никогда не пугался необузданного характера, если видел, что за ним скрывается талантливая личность. Он, несомненно, был неординарной личностью, пред сказать его будущее было трудно, но он выделялся из всего курса какой-то яркой манерой жить, этакой необъяснимой «забурунностью» необузданностью души, которая бросала его из одного состояния в другое». В 1969 году Кайдановский попал в труппу Театра имени Вахтангова. Приглашение играть там было не случайным молодого актера про чили на роль князя Мышкина в «Идиоте». Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось, первый исполнитель роли, знаменитый актер Николай Гриценко, никому не собирался ее уступать и, едва узнав о том, что какойто вчерашний студент претендует на нее, сделал все от него зависящее, чтобы этого не произошло. Говорят, даже больной Гриценко вставал с по стели и шел в театр лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому играть роли в амплуа «кушать подано». Так продолжалось до 1972 года. Сам Кайдановский вспоминал: «Вахтанговс кая «корпорация» отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на какихто отвра тительных принципах, на том, что одним прихо дится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни когото унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно,что от меня поспешили избавиться». В те дни многим казалось, что он человек конченый: из театра выгнали, денег не было, в качестве жилплощади служил полуподвал. «Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую, вспоминал Александр Адабашьян. Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было чтото вроде чу ланчика. Он его с удовольствием открывал, показывал пол прогнил, несло погребной сыро стью, внизу стояла вода и очень смешно опи сывал жилище, как квартиру в духе Достоевско го. А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какойто обогреватель...». (В первом браке у Кайдановского родилась дочь Дарья.) В те дни никто не верил в Кайдановского. Михаил Ульянов даже советовал ему возвращаться обратно в Ростов и пытаться устроить свою судьбу там. Но молодой актер поступил посвое му в 1973 году он ушел в армию. Местом его службы стал кавалерийский полк при «Мосфиль ме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль поручика Лемке в картине Михалко ва «Свой среди чужих, чужой среди своих».
      Такой характер
С Леонидом Филатовым Кайдановский был близок со студенчества. «Мы с ним дружили, вспоминал актер. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный он мог виртуозно материть ся, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист... В его бесстрашии было чтото необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером он, Галкин, Качан и я возвраща лись ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи... В принципе вчетвером мы могли бы от махаться, но против ножей не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали...». Леонид Филатов после инсульта и Александр Кайдановский после второго инфаркта както встретились в больнице. Филатов сказал Кайда новскому, что надо сделать передачу о Солони цыне. На что тот ответил: «Леня, пойми, ну что это такое: два полутрупа будут делать передачу о полном...». При мне никому морду он не бил. Так что истории про ночные посиделки в ресторанах, прыжки из окон, резаные вены и прочие «под виги» воспринимались мной как истории про совершенно другого человека, говорит последняя жена Кайдановского Инна Пиварс. Правда, какаято агрессивность была. Может, изза проблем с нашей картиной он ведь так и не снял «Восхождение к Эрхарту», отсюда три его инфаркта... Иногда срывался на меня за то, что разговариваю както некультурно, что речь у меня неправильная. Спросил однажды: «Есть ли у тебя сигарета?». Я ответила: «Лично у меня нет». Изза этого начался большой скандал, мне было сказано, что порус ски так не говорят... Еще раз, помню, ужасно меня обругал. На Пушкинской на нашу маши ну набросились какието нищие, таджики, наверное. Он мне сказал: «Достань все деньги и отдай им». «Саша, говорю, я не могу от дать все, мне надо...». Как он рассвирепел: вы шел из машины, побрел кудато. Догнала его: «Саша, я, видно, чегото не понимаю, извини меня». «Если мусульманин дошел до такой степени, что просит милостыню, значит, это во обще конец! Ты понимаешь?!» «Но они здесь все время, это такой бизнес!..». Он меня про сто возненавидел в тот момент. У него был такой характер, и мне он нравился.
      Черная комната
После развода с Евгенией Симоновой Кай дановский перебрался в коммуналку. У него была громадная, около пятидесяти метров, комната с четырехметровыми лепными потолками, со стенами, которые для съемок первой режис серской работы фильма «Сад» по рассказу Борхеса выкрасили в черный цвет... На свежих людей эта комната производила кошмарное впечатление, а сам хозяин, похоже, чувствовал себя в ней великолепно. В квартире было восемь комнат и очень много соседей. Дом с незапамятных времен находился в аварийном состоянии, на кухне потолок подпирала огромная шпала. Телефон в коридоре. Кайда новский, известный всему миру актер и режиссер, которому в Каннах кланялись в пояс голли вудские светила, рысью бежал сначала к звоня щему телефону, а потом звать какогонибудь мальчика Петю. В его комнате орал телевизор таким образом он мог работать звук заглушал коммунальный шум. Он тяготился коммунальщи ной, но друзьям, шокированным его бытом, говорил: «Мне тут классно!». Жизнь там была необычная. Все начиналось со звонка в дверь. Раз давался лай, выбегала собака Зина, потом появ лялся сам хозяин и следом, уже медленно, кот Носик, Носферату.Все трое очень любили гос тей... «Моя семья» назвал Кайдановский свой автопортрет с дворнягой и котом. Все трое будто позируют для фотографа: три пары глаз внимательно смотрят с полотна, фигуры животных та кого же роста, как и сам художник.
      «Сделайте что-нибудь, мне больно!»
Актер любил одиночество и боялся его. Он страшился смерти, но ничего не делал, чтобы ее отдалить, и после второго инфаркта продолжая курить, пить и петь песни ночи напролет, как в молодости. Экранизация мучительнейшей повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», по собственному признанию Кайдановского, избавила его от страха смерти, примирив с ее неизбежностью. Незадолго до смерти он сказал жене: «Я проживу еще лет 20, ну лет 10 хотя бы». Впрочем... Он говорил, что и мама, и папа его умерли от сердца. И оба в 49 лет, и оба в начале декабря. И он боялся этой наследственности... Первый его ин фаркт сам Кайдановский называл «кошачьим». Убежал ночью кот, и актер бегал по лестницам, искал его везде. Он всегда переживал, что домашний кот выбежит из комнаты и погибнет, все гости знали, что нельзя оставлять открытой дверь... Второй инфаркт случился с ним во ВГИКе упал в обморок, принимая экзамен у сценаристов. А третий... Утром он попросил жену дать ему нитроглицерин. Один, другой, третий. От «скорой» отказался, а когда она все-таки приехала, вел себя совсем не как умирающий гонял врачей, орал: «Сделайте что-нибудь, мне больно!..». После смерти Кайдановского возник неприятный скандал с его имуществом, многое из которого растащили, друзья судились с женой за диван, еще какието вещи. Все это не вязалось с ним, настоящим. Кайдановский был носителем тайны, которая диктуется сверху. Позже это его свойство стало красиво называться «Сталкер» Тарковский угадал с выбором актера на глав ную в его жизни роль.

Софья РЫЖОВА. При подготовке статьи использованы материалы РИА «Новости», Первого канала, журнала «ОМ», газеты «Московский комсомолец», сайтов «Peoples History», «Ik.com.ua».



[обратно...|обсудить статью|следующая]

 Новости KM.RU
KMindex
Hosted by uCoz