В конце августа 1993 года в Таджикистане произошла авиакатастрофа, не имеющая аналогов в мире. Самолет «ЯК-40» разбился при взлете с высокогорного аэропорта. Погибло 82 человека. В Ульяновске живут люди, которые в то время работали в Таджикистане и знают об этой трагедии не понаслышке. Информацию об этом ЧП попытался собрать корреспондент «СК». Неспокойное время Чтобы понять, как это произошло, необходимо вспомнить, что в то время в Таджикистане шла гражданская война. Страна разделилась на несколько лагерей. Все предприятия городов практически не работали. Поток русских хлынул из республики на свою историческую родину. В городах, на важных стратегических объектах царили беззаконие и вакханалия. Повсюду слышались выстрелы. Главным законом стал автомат. А человек с оружием - правителем и судьей. Милиция бездействовала, ее практически не было видно. И если в столице - Душанбе - еще как-то при помощи российской 201й мотострелковой дивизии поддерживался порядок, то в отдаленных горных районах царило полнейшее беззаконие. Притом отличить, где бандит, а где оппозиционер, было просто невозможно - все в камуфляжной форме. Перед выбором Аэропорт Душанбе функционировал тогда не в полную силу. Отменены были все рейсы в отдаленные районы. В горный Хорог, центр Горно-Бадахшанской автономной области, летали по мере необходимости. 28 августа 1993 года в Хорог из Душанбе вылетел «ЯК-40». Рейс обычный и, вроде бы, не предвещал никаких неприятностей. Командиром корабля был Мэлс Сияров. Имя для таджика довольно необычное. Это аббревиатура от имен Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин. Экипаж опытный. До пункта назначения долетели без приключений. Метеоусловия были хорошие. Все началось во время посадки. В аэропорту Хорога толпилось много народу. Каждый хотел улететь из мятежного Хорога в Душанбе. Но «ЯК-40» мог взять на борт от силы 40 человек. Вдруг к самолету подъехали боевики. Желающие улететь, а их было более ста, хлынули к самолету. Боевики окружили лайнер и остановили толпу выстрелами. Вооруженные люди сами начали определять, кого впускать на борт, а кого нет. Диспетчера, который должен был сажать людей в самолет, они даже близко не подпустили к трапу. В ситуацию попытались вмешаться члены экипажа, но боевики их также оттеснили. В итоге в самолет набилось 86(!) человек, 14 из них - дети. Люди не только сидели друг на друге, но и стояли в проходе. Командир лайнера прекрасно понимал, что загрузка самолета превышала допустимую норму на три тонны. И взлет означал самоубийство. Он пытался объяснить это боевикам, но те ничего не хотели слушать. Тогда летчики отказались садиться за штурвал. Но боевики наставили на них автоматы. Прогремели выстрелы... Не хватило сил Экипаж фактически поставили перед выбором - или быть расстрелянным на месте, или попытаться взлететь. Летчики выбрали второе. Они заняли места и приступили к работе под дулами автоматов. Взревели двигатели, и самолет тяжело вырулил на взлетную полосу. Диспетчер дал «добро» на взлет. Что творилось тогда на душе у каждого пилота, никто не узнает. Каждый, наверное, молился своему Богу и умолял машину, чтобы не подвела. И она вроде бы слушалась. Самолет пробежал по взлетке около 1800 метров, приподнял переднюю стойку шасси, выкатился за пределы полосы и стал медленно отрываться от земли. Но сил подняться не хватило. На удалении почти 150 метров от торца полосы самолет столкнулся левой основой шасси с бруствером арыка глубиной 0,3 метра, затем с валуном высотой 0,6 метра. Еще через 30 метров движения левая стойка шасси попала в промоину, при этом левое колесо разрушилось. А потом самолет столкнулся правой опорой шасси с бетонным дотом высотой в метр, упал в пойму реки Пяндж и разрушился. Гора трупов О ЧП в Душанбе узнали практически сразу. К месту трагедии немедленно вылетели летчики-спасатели и медики. То, что они увидели на месте катастрофы, повергло их в шок. Гора трупов на обломках самолета. Рядом толпились местные, иные лазили возле лайнера. Потом появились слухи, что, как только упал самолет, некоторые люди воспользовались моментом и стали обворовывать мертвых. На месте катастрофы было обнаружено 82 трупа. Четверо пассажиров остались живы, но получили тяжелые ранения. Как рассказал один из летчиков-спасателей, когда они подошли к кабине экипажа, то увидели пилотов, сидящих на своих местах. Было такое ощущение, что они спят... Долгое время в Хороге работала комиссия по расследованию причин катастрофы. Установили сильный перегруз. У членов комиссии, расследовавших обстоятельства катастрофы, просто не хватало воображения представить, где и как можно было разместить в небольшом «ЯК-40» столько народу. Все установки самолета были работоспособны и исправны. Действий экипажа по прекращению взлета не было. Власти молчали Еще в июле 1993 года гендиректор авиакомпании «Таджикистан» проинформировал официальные власти республики о том, что на территории Хорогского аэропорта действует вооруженная группа оппозиции, которая грубо вмешивается в деятельность сотрудников служб и экипажей самолетов, нарушает нормальный режим работы. В частности, боевики с автоматами в руках нередко требовали от экипажей взять на борт, кроме пассажиров с билетами, неизвестных людей. Власти никак не реагировали на это. Зная о такой обстановке в Хороге, некоторые пилоты авиакомпании отказывались летать на Памир. После случившегося полеты пассажирских самолетов в Хорог были на некоторое время прекращены. Затем на Памир стал выполняться лишь один рейс в день.